Я считаю, что есть один навык, который прямо нужно воспитывать, — это ритм и счет в оркестре. Я замечаю, что даже очень талантливые и способные музыканты иногда не понимают, что в оркестре надо постоянно считать. На занятиях специальностью нужны педагоги, которые будут учить не просто играть ноты и какой-то ритм, а постоянно его разбивать на более мелкие отрывки. И делать это нон-стоп. Когда ты к этому приучаешься, то, не задумываясь, играешь ритмично.
— Получается, что залог хороших оркестрантов — это хорошее образование. Почему тогда их не готовят с самого детства?
— Когда я учился в консерватории, несколько раз дирижировал каким-то детским музыкальным оркестром. Это воспитывается педагогом по оркестру, который объясняет, как и что работает.
Но у нас есть система детских музыкальных школ, и в данном случае очень важна квалификация двух людей: педагога по специальности и педагога по оркестру. Если к детям будут выходить высококвалифицированные кадры по этим двум направлениям, они успешно смогут играть в оркестре. Но в русской школе традиционно есть крен на сольное исполнительство. Это целая система, которую перестроить невероятно трудно.
Преподаватели считают, что оркестр вредит сольному исполнительству. Когда музыкант садится в коллектив, он хуже слышит свою интонацию. Да, но это его приучает ко многим другим вещам: концентрации, счету, умению слышать других и чувствовать себя в команде. Солисту это тоже очень важно! Ты же не всегда играешь один: ты играешь с пианистом, с оркестром. Солист должен уметь слушать то, что ему играют, а не просто «как хочу, так и делаю».
— Такие проекты, как совместная программа для школьников от «Сириуса» и РНМСО, — это уникальная и важная возможность для ребят?
— Да, во-первых, потому что дети играют реально с высококлассными музыкантами. Ребята не сидят своей кучкой, а работают в связке со своими взрослыми коллегами, потому что детских оркестров много. А вот такой практики, где ребенка посадить к взрослому оркестранту, пока нет.
А вот-вторых, есть множество психологических исследований на тему того, когда ребенок попадает в круг общения и чувствует, что он самый сильный, его уровень постепенно снижается. А здесь, когда у юного музыканта есть возможность работать с сильными и уже состоявшимися артистами, он берет с них пример и тянется к их уровню.