Ищите свое
У кого-то любовь к классической музыке появилась в детстве, а кто-то приобрел ее в зрелом возрасте — нет единого ответа, с чего лучше начинать знакомство с классикой. Если вам нравится звучание виолончели, ищите произведения, написанные для нее, или ансамбли с ее участием. В процессе поиска вы обязательно найдете что-то свое. Если вам откликнется виолончельная соната Шопена, послушайте другие его сочинения. Скорее всего, они тоже вызовут в вас эмоции или переживания, а слушать классическую музыку стоит именно ради них.
Слушайте внимательно
Классические произведения не стоит слушать фоном, если вы по-настоящему хотите приобщиться к мирам музыки. Классика требует осмысления и внимания, и в этом случае музыка раскрывается во всей своей красоте и полноте. Только при полной концентрации есть шанс встать на одну ступеньку с композитором и услышать, о чем нам говорит его музыка. Иногда вы услышите в ней что-то совсем иное, чем слышит в ней дирижер, и совсем иное, чем слышали вы в предыдущий раз, — в этой многогранности и многозначительности и есть секрет гениальных сочинений.
Идите от простого
Есть произведения, которые стали частью поп-культуры. Они используются в рекламе, включены в рингтоны смартфонов и за счет этого становятся узнаваемыми. Например, «Маленькая ночная серенада» Моцарта или «Времена года» Вивальди. Этот гениальный цикл также получил множество современных итераций. Если подобные аранжировки вызывают в вас отклик, попробуйте послушать это сочинение в оригинале.
Но стоит понимать, что классика в переделке — это другой формат, который не имеет отношения к высокому искусству. И стать глубоким меломаном, слушая только эстрадные версии, вряд ли получится.
Погрузитесь в контекст
Чтобы слушать и наслаждаться классической музыкой, не нужно специального образования. В музыкальной школе и консерватории учат разбираться в устройстве музыки, что важно для исполнителя или преподавателя, но не для слушателя. Ведь не обязательно быть архитектором, чтобы восхищаться красотой собора Василия Блаженного
Любителю-меломану можно почитать о композиторах или их произведениях, которые вам интересны. Существуют разные форматы — от подкастов до научной литературы, они могут стать подсказкой в знакомстве с классической музыкой. Иногда знание, чем жил композитор, в какой период его жизни было написано произведение, может добавить новых эмоций в прослушивание.
Например, у замечательного чешского композитора Бедржиха Сметаны есть струнный квартет, который был написан после потери слуха. Эта трагедия нашла музыкальное отражение в произведении, подзаголовок которого «Из моей жизни» дает нам понять основную фабулу сочинения.
В «Сириусе» перед концертами регулярно проходят лекции и творческие встречи, где эксперты стараются погрузить слушателей в историю произведения. Такой экскурс в прошлое показывает ценность и особенность композиции, позволяет слушателю почувствовать то, что заложено автором.
Музыка — это по любви
Мнение, что культурный человек слушает классическую музыку каждый день — стереотип. Все люди разные, и увлечения тоже могут быть разными. Кто-то увлечен футболом и живописью, а кто-то — скалолазанием и электронной музыкой. Слушать музыку стоит только по любви, заставлять себя проникнуться классикой не стоит (да и не получится).
Музыкальное искусство позволяет открыть совершенно новый мир и может одарить невероятным полетом фантазии. Но если сегодня произведение, которое вы решили послушать, не приносит вам таких эмоций, попробуйте вернуться к нему позже. Как и в жизни, любовь к тому или иному музыкальному сочинению бывает не с первого взгляда.